Перевод статьи о П.И. Чайковском на языки:

русский
удмуртский
français
Deutsch
English
español
čeština
中國
татарский
сербский
узбекский
туркменский

2015 год – 175 лет со дня рождения композитора

Детские годы Чайковского в Воткинске

Я еще не встречал человека, более
меня влюблённого в матушку Русь.
Я страстно люблю русского человека,
русскую речь, русский склад ума,
русскую красоту лиц, русские обычаи
(П. И. Чайковский. Дневник 1886 г.)

В 1837 году Илья Петрович Чайковский, отец будущего композитора, был назначен начальником Камско-Воткинского завода и вместе с женою поселился там. 25 апреля 1840 г. в семье родился сын Пётр. Положение начальника большого завода позволяло иметь все удобства жизни: прекрасный вместительный дом, прислугу, воспитателей для детей и даже подобие своего войска в виде сотни казаков. Дом был гостеприимный. Приветливость отца, исключительная привлекательность хозяйки, сделали дом Чайковских любимейшим местом встреч всего общества Воткинска. Общество ничуть не носило отпечатка провинциального городка, напротив, было много молодёжи, приезжавшей на службу из Петербурга, утончённо образованные семьи, как например, семья англичанина Карра, заставляли забывать отдаленность от центра России.

Семья росла, за первыми детьми Зинаидой, Николаем и Петром, последовали Александра и Ипполит.

Маленькому Пете было четыре с половиной года, когда Александра Андреевна, мать Петра, привезла из Петербурга гувернантку – француженку Фанни Дюрбах для занятий со старшими детьми. Но в первый же день матери пришлось уступить слёзным мольбам Пети и привести его в класс. С этого времени он стал заниматься наравне со старшими и очень скоро  их нагнал по всем предметам. В будни, с 6 утра, все время было строго распределено, и программа дня исполнялась пунктуально. Свободные часы, когда дети могли делать, что хотели, были очень ограничены.

В шесть лет Петя уже совершенно свободно читал по-русски, по-французски и по-немецки. С первой встречи, по словам Фанни, она почувствовала особенную симпатию к младшему из своих учеников не только потому, что он превосходил старших в способностях и добросовестности в занятиях, а потому, что во всём, что он ни делал, сквозило нечто необыкновенное, чаровавшее всех, кто приходил в соприкосновение с ним. В классе нельзя было быть старательнее и понятливее, во время отдыха никто не выдумывал более весёлых забав, во время обсуждения никто не фантазировал прелестнее его. Поражала всех взрослых его впечатлительность, обидеть его мог каждый пустяк. По словам бывшей гувернантки, это был «стеклянный ребёнок».

Чтение книг, прогулки по живописным окрестностям Воткинска положили начало той трогательной, совершенно исключительной привязанности ко всему русскому, которая сопровождала его через всю жизнь. По воспоминаниям Фанни Дюрбах, с балкона дома он, вместе с другими детьми, внимательно слушал нежные и грустные песни, которые пели в окрестностях. Народная песня, начиная с Воткинска, была постоянной спутницей творческой жизни композитора. «С самого раннего детства я проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки, я до страсти люблю русский элемент во всех его проявлениях», – писал П. И. Чайковский.

В пять-шесть лет он начал писать стихи на французском языке. Вот одно из первых стихотворений семилетнего мальчика (мы не исправляем ни неуверенную орфографию, ни пропуски в пунктуации)

I’UNIVERSВСЕЛЕННАЯ
Éternel notre Dieu c’est toi qui a fait tout cela
Enfant! regarde ces plantes si belles
Ces roses, ces germandrées, elles sont si belles.
Brillan soleil éclaire tou le monde
C’est cette Ettre qui la fai
La lune étoiles eclaire notre nui
Sans toi le blé n’oré put etre
Les vag(u)es de ces belles aux
Nous expirerons sans eux
Les mers dont i’etendu est si grande
Les fleuves I’entoure
Mère! Nourissé! Nourissé Vos enfants
Le bon Dieu les a crée
Dieu
Puissant on t’adore
Вечный наш Бог! ты сделал все это.
Дитя! смотри на эти растения столь красивые
Эти розы, эти вероники, оне так красивы
Блестящее солнце освещает весь мир
Это существо создало его
Луна звезды освещают нашу ночь
Без тебя хлеб не мог бы расти
Волны этих красивых вод
Мы бы умерли без них
Моря которых притяжение так велик
Речки их окружают
Мать, питайте! питайте ваших детей
Бог создал их
Боже могучий тебе поклоняются

07 октября 1847 г.

Любовь к родине находит у мальчика отражение во всех его стихах, например:

SUR MA PATRIEК МОЕЙ ОТЧИЗНЕ
Oh! patrie que j’aime
Je ne veux point te quitter
J’existe ici, j’i mourrai aussi
Oh! Patrie, que j’aime
Ma terre chérie.
Oh je n’irai point la
Chez un peuple etranger
Je t’honnore ma patrie
Je n’honnore point une autre
Ma ville natale est petite
Et trés peut peupler
Mais je l’honnore toujours
Et je l’honnorerai.
Si je vivrai dans un peuple étranger
Oh! je serais bien triste
Mais mon bon Dieu
Fais que je n’irai pas.
Je…………
Et ne veux pas
Ma Russie trés chérie
Je…………
О! отчизна, которую я люблю
Я не хочу тебя покинуть
Я существую здесь, здесь и умру
О! отчизна, которую я люблю
Моя дорогая земля.
О я не пойду туда
К чужеземному народу
Я тебя чту моя отчизна
Я не чту совсем другой
Мой родной город маленький
И очень мало населенный
Но я все-таки чту всегда
И буду чтить
Если я буду жить у чужеземного народа
О! я буду очень печален
Но боже мой
Сделай чтобы я не ушел
Я….
И не хочу
Моя Россия дорогая
Я…

1848 г.

Сочинение стихов на французском языке послужило поводом для того, что в семье его называли «Le petit Pouchkine» (маленький Пушкин).

Бесконечно восхищал и притягивал мальчика-Чайковского подвиг Жанны д’Арк (Jeanne d’Arc). Ему нравилось, что она спасла свою родину и что этот подвиг совершила простая пастушка. Жанна д’Арк навсегда останется его любимой героиней, которая его вдохновит позднее на создание оперы «Орлеанская дева».

В эти детские годы зародилось и росло музыкальное дарование Петра. В семье царила любовь к музыке, мать хорошо пела и играла танцы для детей. Первым музыкальным инструментом в жизни будущего композитора была оркестрина – механический орган средней величины, который отец привез из Петербурга в Воткинск и который очень хорошо звучал. По всем отзывам оркестрина звучала очень хорошо. По словам самого Петра Ильича звуки оркестрины были первым его сильным музыкальным впечатлением. Он не мог вдоволь наслушаться её звучанием. В особенности пленяло его то, что она играла отрывки из произведений Вольфганга Амадея Моцарта. Его страстное поклонение этому гению имело начало в наслаждении, которое он испытывал в раннем детстве, слушая отрывки из «Дон Жуана». Именно оркестрина познакомила его с музыкой Россини, Беллини, Доницетти и привила любовь к итальянской музыке, не покидавшей его всю жизнь.

Необычайный слух и музыкальная память проявились в мальчике очень рано. Получив от матери элементарные понятия о музыке, он уже в пять лет подбирал на фортепиано те мелодии, с которыми его познакомила оркестрина. Когда ему запрещали играть на фортепиано, он продолжал перебирать пальцами на разных предметах. Однажды он с таким увлечением перебирал пальцами на оконном стекле, что разбил его и поранил себе руку. Это послужило поводом к тому, что родители решили серьёзно отнестись к его увлечению музыкой. Была приглашена учительница музыки – Марья Марковна Логинова. Именно с этой скромной и застенчивой девушкой из крепостных постигал первые музыкальные азы маленький Пётр. Когда в Воткинск приезжал офицер Машевский, игравший мазурки Шопена, это было праздником для маленького Петра. К одному из его приездов он самостоятельно приготовил две мазурки Шопена и сыграл их так хорошо, что Машевский расцеловал его.

В 1848 году вся семья Чайковских покинула Воткинск и переехала в Петербург. Хотя их окружили родные и знакомые, ни новые впечатления, ни знакомства, ни даже театр, который мальчик увидел в первый раз в жизни, не могли изгладить воспоминаний о Воткинске.

Все дети постоянно вспоминали счастливую жизнь в Воткинске. Как вспоминает в своей книге младший брат Петра, нельзя представить более теплого семейного гнезда как то, в котором родился и провёл первые восемь лет жизни этот впечатлительный «стеклянный» ребёнок. Многих детей такая обстановка изнеживает, балует и делает неспособными к деятельной жизни, для маленького Пети она была благоприятна, дав полный простор для развития всех благородных и прекрасных качеств его души. Унаследованные от отца и матери любвеобильность и доброжелательность ко всем ближним, были бронёй, оберегающей его от всякого эгоизма, нетерпимости, жестокости.

Природный ум, наблюдательность позволили ему понять и оценить своё исключительное благополучие, но вместе с тем чувствовать страдания живых существ. Все вспоминают, как он волновался о кошке, которую хотели утопить в пруду; его сострадание к бедному сироте Веничке, приходившему к ним в дом на уроки; впоследствии заботу о нуждающейся престарелой учительнице музыки Логиновой и визит к бывшей гувернантке во Франции Фанни Дюрбах. Родителей и окружающих он не только любил, но ценил их. Этим объясняется та благодарность, та постоянная готовность за добро воздать добром, те прилежание и кротость, которые так чаровали в нём всех окружающих. Он знал, что все вокруг желают ему только добра, и от всей души платил тем же. Отсюда его доверчивость, честность, правдивость. Отсюда полное отсутствие зависти, а также смиренное отношение к своему дару.

Проходят годы, десятилетия, но музыка Чайковского по-прежнему вплетается в детство человека бесхитростными страничками «Детского альбома», песенкой про «Маленького Лизочка».
Поколение за поколением узнает в его «Временах года» и весенние трели родного русского жаворонка, и бубенцы русской тройки, звенящие над просторами снежных равнин…

По-прежнему, вместе с Пушкиным, навсегда входит Чайковский в нашу юность волнующей музыкой «Онегина» и «Пиковой дамы». А когда мы становимся старше, нам всё шире и глубже открывается бездонный мир его бессмертных симфоний, мир человеческих судеб и чувств, мятежных бурь, глубоких размышлений.

Так через всю жизнь провожают нас его знакомые, незабываемые мелодии – то пленительно-задумчивые, то страстно-ликующие, тревожные и мужественные, сумрачные и светлые, но всегда искренние и правдивые, в них нам слышатся наши собственные радости и печали, воспоминания и надежды, наши раздумья, наша любовь.
Прославленный музыкант своего века сегодня, как никогда, является символической фигурой русской музыки и культуры. Чего же он ещё искал и желал, что виделось ему там, в грядущем «впереди»? И снова мы как бы слышим тихий, задумчивый ответ: «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и опору…»

(Материал подготовила А.Н. Утехина, профессор ИИЯЛ УдГУ)

Литература:

  • Чайковский П.И. Годы детства: материалы к биографии / сост.: Б.Я. Аншаков, П.Е. Вайдман. Ижевск: Удмуртия, 1983.
  • Холодковский Вл. Дом в Клину. М.: Московский рабочий, 1971.

Дополнительно: