Для чего открываются малые предприятия в вузах?

Это идеология российского правительства. В августе 2009 г. вступил в силу Федеральный закон РФ N 217-ФЗ по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности. Для этого и создаются малые инновационные предприятия (МИПы).

Расскажите, пожалуйста, поподробнее о предприятии, которое Вы открыли на базе нашего института? Каковы его функции?

В виде результатов интеллектуальной деятельности мы представили экспертной комиссии «Раннее иноязычное образование». Вы знаете, что в ИИЯЛ многие годы работает детская школа раннего языкового развития «Лингва». Школа была открыта в 1990-м году, и с тех пор по воскресеньям к нам приходят заниматься дети от 5 до 10 лет. В тесном содружестве с доктором педагогических наук, профессором Аллой Николаевной Утехиной нам удалось создать в институте научное направление по раннему языковому образованию, которое получило признание и за пределами нашей республики.

Методология и технологии обучения в нашей школе неоднократно описывались в научных исследованиях разного уровня: защищено более сорока дипломных работ, несколько кандидатских диссертаций и одна докторская. Сегодня мы можем говорить о том, что имеем теоретико-методологическую базу для раннего обучения иностранным языкам. Но жизнь не стоит на месте, а, значит, научная мысль должна постоянно развиваться. Только в таком случае технологии будут жизнеспособными.

Какие у Вас планы на будущее? Или пока еще рано загадывать?

Прежде всего, мы будем совершенствовать свою деятельность в школе «Лингва», которая продолжает работать по воскресеньям. Но, как Вы понимаете, если предприятие будет работать один день в неделю в течение двух часов – оно не сможет существовать. Значит, надо искать и внедрять другие виды деятельности. Именно этим мы сейчас и занимаемся: в частности, предлагаем программы «Младший школьник Ин-Яз» (иностранный язык в мини-группах) и «Речевые ступеньки» (родная речь для дошкольников), готовим курс повышения квалификации «Современная дидактика раннего языкового образования», разрабатываем лекторий для родителей и стажеров «Семейная педагогика» и др.

Одно из требований Министерства – создание инновационными предприятиями мест для практик студентов. Для этого у нас существует «Школа стажеров». Большинство преподавателей «Лингвы» через нее проходят. В настоящее время у нас есть преподаватели, которые приобретали опыт, будучи студентами, некоторые из них уже на протяжении нескольких лет работают в школах и лицеях города и с удовольствием продолжают сотрудничать с нами. У них есть чему поучиться, а также у студентов, уже имеющих опыт обучения детей. Поэтому мы всегда рады студентам-стажерам.

В какое время дня проходят занятия для стажеров?

По воскресеньям, с 10.00 до 12.00, когда работает детская школа.У нас подготовлены разные блоки: лекции, практические занятия, где студенты могут проиграть ситуации с детьми, имеется возможность посещения занятий в школе «Лингва». Нам хотелось бы дать возможность студентам самим выбирать траекторию индивидуального обучения в этой сфере, с использованием технологий дистанционного обучения. И мы будем к этому стремиться вместе со стажерами.

Как студенты могут попасть в вашу школу стажеров?

Во-первых, надо четко определиться, насколько вам это интересно и готовы ли вы приложить усилия для дополнительного обучения. Если да, можно подойти в 315 аудиторию (офис НМО «Иж-Логос»), 3 этаж 2-го корпуса УдГУ, с 16.00 до 18.00, кроме субботы и воскресенья. Мы заключаем договор. Наш многолетний опыт показывает, что те, кто виртуозно справляются с обучением маленьких детей, становятся прекрасными специалистами в обучении иностранному языку в любой возрастной группе. Это не значит, что все должны учиться тому, как обучать малышей. Просто необходимо знать, что такая возможность существует, и ее можно использовать. По окончании курсов мы выдаем сертификат. Лучшим предлагаем поработать у нас, а, значит, делаем им рекламу. Ежегодно в конце учебного года выдается сертификат, подтверждающий опыт работы в детской школе раннего языкового развития «Лингва», и это является хорошей визитной карточкой.

Куда идут затем дети, которые занимались в школе «Лингва» несколько лет?

Они могут продолжить свое обучение в «Колледже Ин-Яз» при ИИЯЛ, поскольку в институте уже много лет существует цепочка непрерывного языкового образования.

Какие советы вы дадите студентам, которые хотят открыть собственное дело?

Я думаю, что сразу открыть свое дело не получится. Пока студенты учатся, надо многое пробовать, чтобы понять, к чему у вас душа лежит, что получается лучше всего. Тем более, сейчас очень много разных возможностей, где можно себя проявить. Лучшая площадка для раскрытия ваших талантов – это внеучебная деятельность. Но вы, ведь, приходите в вуз для того, чтобы потом использовать знания, полученные, прежде всего, в учебном процессе. И, если вы любите детей, имеете хороший языковой багаж, то школа «Лингва» – это место, где можно попробовать себя в роли преподавателя или менеджера. Сейчас в поиске репетитора для своего ребенка грамотные родители выясняют языковой уровень и справляются об опыте работы. Лучшая реклама – «из уст в уста». Знаю из многолетней практики, что студенты, получившие у нас опыт работы с детьми, пользуются спросом в образовательной среде. Здесь можно также набраться опыта для открытия в дальнейшем собственного дела.

Тамара Ивановна, спасибо за приятную встречу и полезную информацию!

Мария Ложкина
Анастасия Полякова