В последние десятилетия мы все чаще слышим слово «многоязычие» – знание нескольких языков. Это объясняется тем, что в нашу эпоху глобализации стираются национальные границы и многие языки стоят перед угрозой исчезновения. Известен неутешительный прогноз ученых, что к концу XXI века на земле может остаться только 10%   языков (сегодня их примерно 7 тысяч, многие из которых существуют в разговорном варианте). Языки нуждаются в нашей помощи, также как живой мир вокруг нас: животные, птицы, растения.

Более 20 лет в Институте языка и литературы  УдГУ изучаются различные аспекты, связанные  с мультилингвальным обучением (соизучением языков) в разных возрастных группах.

Существует множество вопросов, на которые не всегда можно ответить однозначно:

  • В каком возрасте начинать изучение  иностранного языка?
  • Какие языки изучать?
  • Сколько языков изучать?
  • Какова очередность их изучения?
  • Сколько времени требуется на овладение иностранным языком?  
  • Какова роль русского   и национального (например, удмуртского или татарского) языков?
  • Каким должен быть учитель многоязычия?
  • И самый главный вопрос сегодня: Как обучать многоязычию?

В рамках международной лаборатории с распределенным участием «Многоязычие и межкультурная коммуникация» Удмуртского госуниверситета и Научно-методического объединения «Иж-Логос» на протяжении ряда лет разрабатывается совместный проект «Мультилингвальное обучение – веление времени», направленный на практическую реализацию соизучения языков. Мы взаимодействуем с нашими российскими и зарубежными партнерами, проявляющими интерес к этой сфере образования.

Приглашаем заинтересованных коллег делиться своим опытом.

Выражаем признательность доценту Кемеровского госуниверситета Язгару Рифовичу Хайдарову (видеоинтервью, статья),  откликнувшемуся на наше предложение.

В рамках XI-го научно-образовательного форума «Международная неделя многоязычия в Удмуртском государственном университете – 2020», состоявшегося 24-28 февраля в г. Ижевске (Программа), Язгар Рифович представил авторскую методику «Изучаем три языка одновременно. Французский. Итальянский. Испанский» (информация о курсе, лекции, семинаре). Апробация, в которой участвовали студенты, вузовские преподаватели и школьные учителя иностранных, национальных и русского языков, показала, что представленная система соизучения языков жизнеспособна и может найти применение в разных вариациях в российском языковом образовании (Удмуртский университет, 20.03.2020, с. 14).

Т.И. Зеленина, д-р филол. наук, профессор, УдГУ, директор НМО «Иж-Логос»